Сохраним Победу вместе! (Часть 2)

Бум киноиндустрии, начавшийся со всемирно известного изобретения братьев Люмьер стремительно набирал обороты и город Саратов не стал исключением. Всего через два года после первого в мире показа, 28 апреля 1897 года в здании саратовского городского театра состоялся первый в Саратове киносеанс «настоящего синематографа Люмьера», что ознаменовало собой начало показа кино в Саратове. Новинкой досуга тут же решили воспользоваться предприимчивые саратовцы. Предчувствуя легкую наживу, предприниматели начинают открывать синематографы по всему городу. Первые синематографы открывались в помещениях совершенно неподходящих для показа кино, с деревянными скамейками и небольшим количеством мест. Со временем начинается строительство зданий со специально оборудованными под кинопоказы помещениями, которые могли вместить в себе большое количество зрителей и работали круглый год.
Эти здания строились в духе эклектической модернистской архитектуры того времени и мало отличались от кафе, ресторанов, магазинов и других коммерческих заведений.
Только после революционных событий 1917-го года в развитии искусства кино и в строительстве кинотеатров произошли изменения. Специальным декретом СНК РСФСР о национализации фото-кино промышленности в 1919 году было положено начало развитию советской кинематографии. Перед киноискусством были поставлены задачи: «Ярко отражать новую социалистическую действительность и способствовать борьбе советского общества за построение советского коммунизма» . Возникла необходимость в создании нового типа кинотеатров, архитектура которых удовлетворяла бы высоким общественно-политическим требованиям, обвяленным искусству советского кино, а также определение места новых зданий кинотеатров в плане города и его архитектурных ансамблях.
В начале 1930-х годов строительство кинотеатров характеризуется залами с большой вместимостью (до 1500 мест) и монументальностью внешнего облика зданий, что диктовалось общественным и градостроительным значением. Крупные выразительные формы кинотеатров были рассчитаны на восприятие с площади или с магистрали. Для архитектуры интерьеров характерны большие двухсветные фойе, просторные парадные лестницы и вестибюли, обширные зрительные залы, отделанные с традиционной для театральных зданий торжественностью. Предпринимаются попытки найти в облике зданий специфические черты, присущие именно кинотеатру. Это получило выражение в пластической обработке глухих стен, устройстве больших витражей и ниш для рекламы, напоминающих экран с обрамлением.
Однако строительство кинотеатров с залом большой вместимости не могло решить проблемы создания массовой сети кинотеатров, которые характеризовались бы удобностью и экономичностью. Создание типовых многозальных кинотеатров было радикальным решением этой задачи.
По одному из таких типовых проектов планировалось построить трехзальный кинотеатр в Саратове.
«Большое красивое здание, украшенное мраморными плитами, с высокими прямоугольными колоннами у входа, будет воздвигнуто в Саратове на углу площади имени Чернышевского. На этом месте приступают к постройке трехзального звукового кинотеатра» — было отмечено в газете «Коммунист» от 17 декабря 1936 года — «По проекту, составленному архитектором проф. М.И. Рославлевым, фасад нового здания будет обращен к центру площади. Около театра раскинется небольшой сад. Оформлению здания уделяется большое внимание. Будут использованы дорогие виды отделочных материалов: естественный и искусственный мрамор, дорогие породы деревьев, фигурный паркет и т.д. Три зрительных кинозала одновременно смогут вместить 1200 зрителей Строительство закончится в конце 1937 года. На строительные работы ассигновано около 2 миллионов рублей».